Транспорт Милана
Билеты (biglietti)
На всех видах общественного транспорта в Милане, равно как на железных дорогах в пределах города, действуют одни и те же билеты, которые продаются у входа в станции метро (в автоматах и кассах), а также в табачных киосках (плюс иногда в газетных ларьках). Одна поездка стоит € 1, блок на 10 поездок - € 9,20, проездной на день - € 3, на два дня - € 5,50. Каждая "поездка" предполагает, что в течение 75 минут с момента компостирования билета вы сможете перемещаться по Милану на общественном транспорте с любым количеством пересадок (правда, в метро можно будет зайти только один раз). Билет нужно обязательно прокомпостировать - не только в метро, где автоматы-компостеры стоят на входе, но и в автобусе и трамвае, где компостеры расположены у первой и последней двери. Непрокомпостированный билет считается недействительным, и встреча с контролером грозит вам штрафом в € 100 (плюс € 1 за билет). Между прочим, итальянские контролеры отличаются неумолимостью и неподкупностью: попытки разжалобить их рассказом о печальной доле российского студента ни к чему, как правило, не приводят. Так что про компостеры лучше не забывать.
Проездные (Abbonamenti)
Проездные на неделю (€ 16,75), на месяц (€ 37,75) и на год (€ 300), которые надо оформлять в специальных бюро (Uffici abbonamenti ATM), заполнив анкету и приложив к ней фотографию. Студенческие проездные - дешевле (€ 24,75 на месяц и € 170 на год), но выдаются они не всем студентам, а только тем, которые младше 26 лет и числятся в итальянских учебных заведениях.
Метро (Metropolitana, Metro)
Метро - самый удобный способ передвижения по городу: поезда, правда, ходят реже, чем в Москве (в среднем - раз в 5 минут), но зато остановки расположены гораздо ближе друг от друга. В миланском метро три линии (красная - М1, зеленая - М2, желтая - М3). Вход обозначается белой буквой "М" на красном фоне. Работает метро с 6.30 до 0.30; с 0.30 до 1.30 по тем же маршрутам ходят специальные автобусы (linee sostitutive).
Автобусы и трамваи (Autobus, tram)
Автобусы и трамваи в Милане - оранжевого цвета (за исключением туристических трамваев - эти выкрашены в зеленый). Ходят они по расписанию, которое вывешивается на остановках: это желтые таблички, где указано расписание на будни (feriale) и на выходные (festivo), а также на летний (estivo) и зимний (invernale) периоды. Расписание соблюдается довольно точно; тем не менее автобусы, как правило, бывают набиты битком. Входить и выходить принято в заднюю и переднюю дверь, а выходить только из средней, так что не удивляйтесь, когда какая-нибудь дисциплинированная пожилая синьора начнет проталкиваться из хвоста автобуса в его середину, распихивая всех на своем пути. Впрочем, в час пик это правило обычно не соблюдается. Трамваи останавливаются, как правило, везде, а вот автобусы - по требованию: перед нужной вам остановкой нажмите на красную кнопку (их очень много, и какая-нибудь обязательно окажется под рукой). Тогда над дверями загорится знак "Fermata prenotata" и будет мигать до самой остановки. Ходят трамваи и автобусы где-то с 6 утра до полуночи (некоторые маршруты - до 1.30 и даже до 2.30), но на более позднее время никакого ночного транспорта в Милане, увы, не предусмотрено.
Такси (taxi)
Такси - белая машина с номером на дверце. Номера включают в себя двузначную цифру и название города - например, Torino 12. Как и везде в Европе, в Милане такси - удовольствие довольно дорогое: средняя поездка обойдется не менее чем в € 10. Теоретически, в пределах города один километр стоит € 0,71, но в способе, которым будет достигнута конечная цифра, вы все равно никогда не разберетесь: существуют наценки вечерние, ночные, за багаж, за вызов, за четвертого пассажира и так далее. Кроме того, таксисту принято оставлять чаевые (от € 0,50 до 1) - особенно если багаж у вас тяжелый, а сумма на счетчике все же укладывается в разумные рамки.
Ловить такси на улице не принято - скорее всего, машина даже не остановится. Лучше садиться в него на стоянке (особенно много машин собирается около Центрального вокзала и Дуомо, а также на площадях Сан-Бабила и Каироли). Если стоянка далеко, машину можно вызвать по телефону - правда, тогда придется платить не только за километры, которые проедете вы сами, но еще и за путь, проделанный таксистом от того места, где его застал вызов. В гостиницах вызовом такси занимается портье.
Пригородная электричка (Passante ferroviario)
По идее, эти поезда должны были связать под землей разные миланские вокзалы, чтобы путешественник, прибывающий, скажем, из Брешии (на станцию Milano-Nord), был избавлен от необходимости пользоваться такси для пресадки на поезд, скажем, до Венеции. Первая очередь была запущена в декабре 1997 года. Теперь действуют 5 станций (от Bovisio на северо-западе до Dateo на юго-востоке); через год их должно стать уже 7. Поезда ходят каждые 10 минут (с 6.40 до 20.00); на них действуют обычные городские билеты по €1,0 (при условии, что они уже прокомпостированы в автобусе или метро) или - если вы едете из Брешии или другого ломбардского города - билеты пригородной железнодорожной компании Ferrovie Nord (FNM).
Автомобиль (macchina)
Передвигаться по Милану на машине - способ далеко не самый быстрый и уж точно не самый простой. Если даже вы успешно справитесь с попаданием из точки A в точку B (преодолев многочисленные препятствия в виде пробок, беспорядочно сигналящих автомобилей, сигающих туда сюда мотоциклистов, улиц с односторонним движением и улиц, куда въезд вообще запрещен), то следующая задачка - припарковать в точке B машину - окажется под силу только особо везучим. Лучше всего будет воспользоваться платными стоянками ATM, которые обозначаются голубыми полосками (их расположение можно посмотреть здесь). Такая парковка обойдется в € 1,30 в час в центре и в € 1,0 в районе Фьеры; днем ей нельзя пользоваться больше двух часов кряду; после 20.00 у Фьеры можно парковаться вообще бесплатно, а в центре дозволяется оставлять машину на 4 часа за € 2,60. Талончик для оплаты приобретается в барах и табачных киосках или у работников ATM непосредственно на стоянке. Перед тем как прикрепить его к лобовому стеклу, нужно соскрести защитное покрытие там, где обозначено число и точное время. Бросать машину надолго не рекомендуется - могут содрать штраф (€ 32,80), а могут и вовсе применить эвакуатор - тогда на вызволение вашего транспортного средства уйдет куча времени и денег (штраф превышает € 100). То же самое касается и машин, оставленных в месте, отведенном исключительно для местных жителей (такие парковки обозначаются желтыми полосками). Из прочих нарушений строже всего преследуется нарушение скорости (60 км/ч в городе, 120 км/ч на шоссе): в зависимости от обстоятельств и показаний спидометра платить придется от € 131 до € 525. Впрочем, на шоссе скорость превышают почти все, и вероятность попасться там довольно мала; в городе стоит быть повнимательнее. Если вас засекут при проезде на красный свет, это обойдется в € 65. Зато на вождение в пьяном виде внимания не обращают вовсе: разъезжайте себе на здоровье, пока можете держаться за руль. Главное - помните: при виде пешехода, занесшего ногу над проезжей частью, автомобилист обязан остановиться. Шарахаться от машин в Италии не принято.
Прокат автомобилей
Если вы хотите поездить по миланским окрестностям, лучше не связываться с автобусами и электричками, а взять напрокат машину. Ее можно забронировать прямо из Москвы (по телефону, факсу или через Интернет) или в аэропорту, по прилете (на нижнем этаже Мальпенсы находятся офисы 6 или 7 основных автомобильных контор). В правилах большинства компаний, сдающих в аренду машины, записано, что клиент должен быть старше 20 лет и иметь водительский стаж не меньше 1 года. Права и страховой полис обязательны. Оплата производится кредитной карточкой. Если ее у вас нет, придется либо оставлять большой залог наличными, либо договариваться в Москве с турфирмой.
Поезд (treno)
Италия - страна очень и очень небольшая; путешествовать по ней на поезде удобно, приятно и недорого. Попасть из Милана во Флоренцию можно за 3-4 часа и €25-30, дорога до Рима займет часов 5-7 (в зависимости от типа поезда). Самые дорогие (и самые скоростные) поезда - Eurostar (ES). На них лучше резервировать места заранее (особенно в пятницу и воскресенье вечером и в период пасхальных и рождественских каникул). Кроме того, существуют междугородние экспрессы (Intercity, IC), обычные поезда (Espresso, E; Interregionale, IR) и электрички (Diretto, D). Последние курсируют обычно внутри одной провинции - скажем, Ломбардии или Тосканы, - стоят совсем дешево, но зато подолгу торчат на каждом полустанке. Расписание можно изучить в начале каждого перрона (в бумажном виде), в билетных автоматах (в электронном виде) или заранее. Билеты продаются в вокзальных кассах (biglietteria), где можно сколь угодно долго задавать любые вопросы и менять маршрут, но предварительно придется выстоять довольно длинную очередь, в большинстве туристических агентств (Agenzia di viaggi) по всему городу, а также в билетных автоматах - желто-голубых пластиковых будках, похожих на советские автоматы для газировки допотопного образца. Работают они бесперебойно и почти без очередей: итальянцы склонны не доверять техническим нововведениям. Меж тем обращаться с этой штукой крайне просто - нужно всего лишь тыкать пальцем в экран (предварительно выбрав язык). Одна неприятность: автомат берет наличные, но сдачу меньше € 5 не дает, так что для точности расплачиваться в нем лучше кредиткой. Наконец, проезд в пригородных поездах (на отрезке до 200 км) можно оплатить в газетных киосках, купив там талончик под названием biglietto chilometrico. Стоимость билета от места покупки не зависит. В любом случае, после покупки его следует прокомпостировать - сунуть в желтую машинку в начале перрона или в желтое отверстие с надписью "Convalida" в билетном автомате. В противном случае первый же контролер (а они в итальянских поездах попадаются с завидной регулярностью) сочтет ваш билет недействительным и сдерет € 10 штрафа. Впрочем, если вы предупредите с самого начала, что добежать до компостера не успели, вас простят. Больше того: если вы честно признаетесь, что у вас не хватило времени даже на покупку билета, контролер оформит этот билет прямо на ходу - просто стоить он будет на € 10 дороже.
Билеты на Eurostar компостировать не нужно - они действительны только на тот поезд, где у вас забронировано место. Зато все остальные можно использовать в течение 2 месяцев с момента покупки или в течение 48 часов с момента компостирования. Так что если вы приглядите из окна какой-нибудь особо замечательный городок или пейзаж - смело выходите на ближайшей остановке, гуляйте, ужинайте, а потом спокойно уезжайте на следующем поезде.
Приятных поездок!!!
Расписание поездов